Госзаказ. Особенности и проблемы

Госзаказ. Особенности и проблемы Сложные решения / 2023-07-20

Специфика работы с госконтрактами и незапланированные расходы. За что и сколько платит проектное бюро по государственным заказам? Какие обязанности чиновник перекладывает на проектировщика? На что обратить внимание, выполняя госзаказ.

Чиновник

Проектное бюро уже давно превратилось в компанию, которая больше занимается управлением проекта, чем непосредственно самим проектированием, на работу которого приходится всего 10-15% общего объема работы. Почему так произошло? Кто доит проектную компанию? Куда уходят доходы? Как так получилось, что за это платит проектировщик? Не запланированные расходы проектного бюро. Специфика работы с госзаказами. Поговорим сегодня об этом.

Мы проектируем много объектов, где заказчиком выступает государство (госзаказ). Представитель заказчика – это чиновник, которому дано задание реализовать тот или иной объект. Обычно, он совершенно не разбирается в вопросах проектирования, хоть и делает вид, что он – профи, и считает, что если он заключил договор с проектной компанией, то на этом его работа закончилась. И его не интересует, какие могут возникнуть проблемы, как их решать, как будет реализован объект. Ему все равно – лишь бы уложиться в срок.

  • Конечно, так нельзя говорить про всех представителей государственного заказчика, редко, но встречаются достаточно компетентные службы, которые действительно участвуют в проектировании, оказывают содействие, помогают решать вопросы. Но, к сожалению, таких людей очень мало.

Чтобы реализовать проект качественно и уложиться в срок, Заказчик должен совместно с проектной организацией работать над проектом, участвовать в принятии основных принципиальных технических решениях, подготавливать и предоставлять необходимые данные для проектирования. Но чиновник научился уклоняться от своих обязанностей, и теперь в каждом государственном контракте есть пункт, в котором сбор исходно-разрешительной документации, согласования с заинтересованными службами, экспертиза и другие этапы проектирования, необходимые для реализации объекта возлагаются на проектировщика и оплачиваются проектировщиком! Можно так сказать: чем выше и круче чиновник, тем больше он перекладывает на плечи проектного бюро и тем лучше он научился это делать.

В таком случае для чего государство содержит огромные отделы ПТО и организации типа ОКС и УЗ. Все равно все проблемы чиновник перевалит на подрядчика.

Какие обязанности чиновник, сам того не ведая, повесит на проектную организацию и за что и какую сумму придется платить из своего кармана?

В рамках контракта на проектирование уходит, напомню, всего 10-15% всего объема работы, а остальное – на организационные задачи: сбор ИРД, получение ТУ, согласования, организация совещаний и переговоров, проведение экспертиз и т.д. А такие задачи изначально должны выполнять службы заказчика – ПТО, ОКСы, УЗ и прочие.

Сбор исходно-разрешительной документации

Справка по фоновым концентрациям примесей выдается территориальными управлениями Федеральной службы России УГМС. В среднем эта справка стоит около 30 тыс. рублей.

Климатическая характеристика местности выдается той же службой и стоимость варьируется от 30 до 70 тыс. рублей.

Рыбохозяйственная характеристика водных объектов выдается ФГБУ «Главрыбвод» — 30-70 тыс., в зависимости от водного объекта.

Кадастровое планы территорий (КПТ) и выписки ЕГРН для определения границ участка стоят так:

КПТ – 700 руб., выписка ЕГРН – 820 руб. за участок.

Кажется немного, но в рамках проекта кадастровых планов территорий может быть до 100 штук. А это уже более 700 тыс. рублей.

Пример: мы сейчас проектируем в г. Санкт-Петербург в поселке Мартышкино проект водоснабжения и там нами было запрошено 66 КПУ.

Другой пример: г. Чусовой, также объект водоснабжения – 20 КПТ и 2 выписки из ЕГРН.

Получение Технических условий. В основном оплата взымается за подготовку ТУ на различные пересечения проектируемого объекта с существующими инженерными сетями и коммуникациями. Из практики, чаще всего на пути попадаются коммуникации таких компаний, как Ростелеком, Газпром, РЖД. В последний раз за подготовку ТУ на пересечение нашими инженерными сетями с железной дорогой стоили около 70 тыс. рублей.

Согласования. Оплату за согласования требуют практически все компании. Исключение могут составить ГУПы, и то при условии, что мы выполняем госзаказ.

Согласование проектных решений. Часто есть необходимость согласовать проектное решение согласно ТЗ или ТУ. И каждое рассмотрение и согласование придется оплачивать, которое в среднем стоит 20 тыс. рублей.

Отдельно хочется упомянуть сверку инженерных сетей. На стадии инженерно-геодезических изысканий, после выполнения полевых работ, необходимо сверить топографические планы со службами и собственниками, которые эксплуатируют инженерные сети, попавшие в границы изысканий. Тут стоимость варьируется от нескольких тысяч, до десятков тысяч рублей. В последний раз, собственник тепловых сетей с нас запросил 55 тыс. рублей.

Дополнительные расходы

Проект санитарно-защитной зоны. Помимо того, что потребуется разработать сам проект, для него потребуется выполнить санитарно-эпидемиологическую экспертизу. В среднем на этот комплекс работ может потребоваться около 400 тыс. рублей денег и два месяца работы.

Объекты культурного наследия

А если очень не повезло, и ваш проектируемый объект находится в границах объекта культурного-наследия, то придется провести археологическую разведку с последующей Государственной историко-культурной экспертизой. Вдруг ваш участок попадет на стоянку древних людей. Тут-то и нужна археология. После этого разработать раздел «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия». А затем этот раздел потребуется передать на экспертизу такому эксперту, который имеет аттестацию Минкульта. Дальше — получить акт Государственной историко-культурной экспертизы. А затем этот акт и раздел передается на согласование в Государственный орган объектов культурного наследия. Разработать такой раздел могут только те компании, которые имеют лицензию на осуществление такой деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Эта работа, непонятно почему, но стоит огромных денег!

Вот, например, мы взяли в разработку проект по освещению парка, и в процессе работы мы выяснили, что данный парк является объектом культурного наследия. И чтобы разработать мероприятия по сохранности объекта культурного наследия, мы направили несколько запросов в компании, которые имеют необходимые лицензии. Получив коммерческие предложения, мы увидели ценник от 2,5 до 5 млн. рублей! По нашему мнению, стоимость их услуг очень завышена.

Какие еще неочевидные расходы может повлечь госзаказ?

  • Разработка проекта «Организация дорожного движения» на период строительства, с последующим согласованием с контролирующими органами.
  • Оплата услуг организации, таких как садово-парковые хозяйства или лесничества.
  • Расчет ущерба водным биологическим ресурсам.
  • ГОиЧС.

Государственная экспертиза

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий – это тоже крупная сумма. Из практики: самая большая сумма, которую мы заплатили за госэкспертизу, составила 1 700 000 рублей. Государственная экспертиза, чтобы выполнить госзаказ! И за это платит проектировщик! А где взять деньги, если все госконтракты заключаются без аванса, и деньги поступают после выполнения всех работ?

В нашей группе компаний есть компания, называется «Мосэкспертиза», которая занимается негосударственной экспертизой. И мы точно знаем, сколько стоит работа эксперта и считаем, что стоимость услуг государственной экспертизы очень завышена. Но у них есть монополия и они этим пользуются.

Выводы

Принимая в работу госзаказ на проектирование на счетах компании всегда надо иметь какой-то денежный запас. Эти деньги уйдут на подготовительные работы, запросы, согласования и экспертизы.

Вышеперечисленные работы обычно не фигурируют в техническом задании, а в договоре написано просто: «…результатом работ является проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы…». А получить положительное заключение невозможно без пакета ИРД и необходимых согласований.

Важный нюанс

У каждого контракта есть свои сроки, и чиновник строго следит за этими сроками. А если проектное бюро не успевает выполнить госзаказ в срок, то чиновник накладывает штрафы. И что делать, если в процессе работы выявляются новые проблемы, на решение которых требуется время, которое не было учтено ранее в контракте?

Статья 579 ГК РФ
Статья 579 ГК РФ
Статья 48 ГрК РФ
Статья 48 ГрК РФ

Эта статья в видеоформате


Поделиться этим материалом: