Подводные камни госконтрактов
Сложные решения / 2024-01-08С какой бы ситуацией не пришлось столкнуться, это всегда бесценный опыт. Но учиться на чужих ошибках обходится дешевле. Поэтому данная статья однозначно будет полезна.
Сегодня я хочу рассказать о том, как работа над серьезным проектом обернулась длительными судебными разбирательствами.
В конце 2021 года мы подписали госконтракт на создание проекта по рекультивации несанкционированной свалки в г. Белозерск Вологодской области. Заказчиком выступила Администрация Белозерского муниципального района.
Объект очень серьезный. В процессе разложения мусора образуются фильтрат и биогаз, которые загрязняют почву, воду и воздух. Необходимо было найти способ исключить негативное воздействие свалки на экосистему.
Ежегодно в России образуется около 60 млн тонн отходов. Общая площадь полигонов и свалок — 4 млн га. Человек в год формирует около 2м3 мусора (0,4 — 1,1 кг в день). На территории РФ действуют около 15 тыс. разрешенных и 22 тыс. незаконных свалок мусора.
По результатам исследований, свалка существует с 1986 года. Ее площадь — 17 000 м2, объем — 96 220 м3, масса — 19 244,112 т. Класс опасности IV.
Разработка проекта началась с широкомасштабных исследований и изысканий. Госконтракт не подразумевал авансирования, поэтому все расходы оплачивала наша компания.
На одном из этапов я отправился в Санкт-Петербург, чтобы привлечь к работе экспертов в области животного и растительного мира из Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук. Одно из старейших научных заведений в нашей стране осуществляет исследования практически во всех областях современной ботаники и микологии. Кандидат биологических наук Д.Г. Мельников ранее исследовал растительный мир в Вологодской области. Именно он, владея полной информацией о краснокнижных растениях и особенностях флоры в окрестностях Белозерска, работал с нами над проектом.
Мы провели множество исследований, связанных с экологическими, геологическими, гидрометрологическими изысканиями. Их объем мог составить кандидатскую диссертацию. В процессе работы было выдвинуто несколько вариантов решения и выбран наиболее оптимальный: тело свалки оградить гидроизоляционным экраном, на поверхности культивировать растительный покров.
К разработке проекта привлекались эксперты в области технических решений, связанных с рекультивацией свалок. Проект включал в себя устройство системы дегазации (исключает скопление и миграции биогаза в свалочном теле), устройство системы сбора и очистки поверхностных стоков (стоки поступают на запроектированные очистные сооружения). Рекультивационный экран обеспечивал бы изоляцию от воздействия атмосферных осадков и предотвращал выход биогаза. Формирование верхнего плодородного грунта подразумевало постепенное озеленение и развитие биоценоза.
Общественные слушания проекта рекультивации несанкционированной свалки ТКО вблизи г. Белозерска состоялись в августе 2022 года в большом зале Администрации Белозерского муниципального района (https://o-v-o-s.ru/35/21573). Мы ознакомили заказчика и общественность города с проектной документацией, материалами по оценке воздействия на окружающую среду.
Следующий этап — государственная экологическая экспертиза, которая проходила в г. Архангельск. Ее проводило Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. ГИП лично передал документацию. Проводились совещания в формате ВКС со всем составом экспертов, личные консультации с экспертами. Представлены все обоснования разработанного решения. Подтверждено отсутствие негативного воздействия на экосистему в результате реализации проекта. Из Архангельска мы улетали с положительным решением по проекту.
После этого техническим заданием была предусмотрена экспертиза сметной стоимости объекта. Она подлежит обязательной проверке посредством осуществления государственной экспертизы проектно-сметной документации с целью определения её достоверности в случаях, когда строительство финансируется с использованием средств федерального и (или) регионального бюджета РФ.
В Управлении Госэкспертизы по Вологодской области мы получили отказ со ссылкой на п. 4.1 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. В Главгосэкспертизе нам тоже отказали, мотивируя это необходимостью провести экспертизу технической части проекта. Но техническим заданием, суммой контракта и его сроками экспертиза технической части не предусматривалась. Делать ее за свой счет нецелесообразно. Это стоит немалых денег. К тому же не будем забывать о сроках, указанных в контракте. ТЗ на проектирование готовил Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Неужели сотрудники этого ведомства не знают всех нюансов и необходимого перечня экспертиз?
Во время первой поездки и знакомства с заказчиком, я лично встречался с Банниковым Дмитрием Анатольевичем, начальником Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Обсуждая объект, договорились, что совместно доведем его до завершения. Чиновник уверил меня в содействии.
Руководствуясь статьей 718 Гражданского Кодекса РФ (об обязанности заказчика оказывать подрядчику содействие в выполнении работы) мы неоднократно обращались в Администрацию Белозерского муниципального района. Хотелось получить дальнейшие инструкции, прийти к конкретному решению и завершить проект.
Но… Муниципальные органы власти просто перестали выходить на связь, заняв позицию страуса, который зарылся головой в песок.
Мы изначально были нацелены на честное и продуктивное сотрудничество. Огромный объем работ был проделан без предварительного авансирования: сбор исходно-разрешительной документации, получение ТУ, согласования, организация совещаний и переговоров, проведение экспертиз, привлечение экспертов, организационные задачи. Командировки в Белозерск, Вологду, Архангельск, Санкт-Петербург. Год кропотливой работы.
Пройдя экологическую экспертизу в декабре 2022 года, мы до мая 2023 года пытались решить с заказчиком вопрос о проведении экспертизы технической части проекта.
В конце концов вынуждены были инициировать расторжение контракта и подать иск, чтобы возместить расходы.
На сегодняшний день Дело рассматривается в суде. Департамент занял сторону Заказчика, пытаясь отвести удар от себя и свалить вину на исполнителя.
На днях звонил помощник заместителя губернатора, сообщил, что желает разобраться с ситуацией, и даже назначил время для ВКС, но потом его отменил — нашёл дела поважнее.
Не так давно увидел на площадке аналогичный объект в Вологде, с таким же ТЗ. Наш опыт не был учтен, в техническом задании по прежнему ничего не сказано про экспертизу технической части проекта. Компания, которая возьмется за эту работу, столкнется с теми же проблемами.
Остается надеяться, что в системе госзакупок, наконец, будет наведен порядок. Надо реально оценивать сроки и стоимость работ. А государственные заказчики должны быть заинтересованы в реализации проекта и содействовать этому.
Ну, а наша история пусть предостережет вас от подобных ситуаций. Предупрежден — значит, вооружен.
А наша история продолжается. Позже расскажем вам, чем это все закончится.
Марат Ибрагимов, инженер-проектировщик, основатель группы компаний «Роксбер»
Поделиться этим материалом: